Консультация для воспитателей «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи»

    Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Есть хорошие слова «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    У нашего детского сада есть своя миссия, прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоотношения, чтобы каждый нашел свой талант и среду подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили. Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается сегодня всеми, кто имеет отношения к детям.

    Духовность - это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между духовно-развитого человека. Известно, что основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становления и развитие.

    Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием духовно - нравственного воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

    Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет о и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей [4, С. 90].

    Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Нравственность и духовность не рождаются сами собой, их воспитывают с раннего возраста, как в семье, так и в детском саду [3, С. 29].

    Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

    Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность [5, С. 51].

    Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

    Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

    Основной целью сотрудничества педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию является возрождение лучших традиций духовно-нравственного воспитания в процессе реализации социально-педагогических проектов по взаимодействию детского сада и семьей.

    Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группе оформлены православные уголки для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники.

    Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, консультативный материал для родителей. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой:

    - «Православная азбука»;

    - «Узнай и назови икону»;

    - «Раскрась Пасхальное яичко»;

    - «Ангелы - наши друзья»;

    - «Укрась ёлку к Рождеству»;

    - «Назови праздники»;

    - «Мой ангел», «Собери храм».

    Оформлены альбомы различной тематики: «Храмы Алексеевки», «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах».

    Опыт работы показал, что необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду.

    В своей каждодневной работе стараемся заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи воспитанников, с целью развить у детей уважение к обществу, традициям семьи, родному краю отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Очень ложно строить будущее, не зная прошлого. [1, С. 20] Именно поэтому в систему традиционных мероприятиях были включены праздники с народными традициями, цель таких мероприятий - сохранить и возродить культурные традиции предков, чтобы будущие поколения, чтили и любили памятные даты своего Отечества.

    Большинство семей ведут «Альбом ребенка» (знаменательные жизненные достижения ребенка в фотографиях). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребенка «Семейное генеалогическое древо». Для полноты восприятия детьми «путешествие по времени» родители представили для экспозиции различные семейные ценности, коллекции: «Женское рукоделие, скатерти, полотенца, салфетки; «Устаревшие предметы быта», «Старинные елочные игрушки», «Детские фотографии мамы и папы».

    В рамках духовно-нравственного воспитания мы знакомим детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, о значимостью добросовестного отношения к любому делу, с материалом, уважаемым в обществе.

    В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок.

    А также работая в данном блоке «Край, в котором ты живешь» знакомим детей с родным городом (историей, памятниками архитектуры, природно-географическими особенностями, святыми и памятными местами), с историей Российского государства, жизнью русских героев, святых подвижниках, достопочтимых людей земли русской.

    Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важно тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной деятельности, от единства мнений зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.