Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности

    Широкое использование речи как средства общения стимулирует расширения кругозора ребенка, открываются новые грани окружающего мира. Теперь дошкольника интересует не просто какое - либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.

    Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется.

    Продолжает активно развиваться фантазирование в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в центр самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

    Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укоренятся и переходить в устойчивые негативные черты характера.

    Чтобы этого избежать, рекомендую в своей работе использовать следующие игры и упражнения:

    1. «Запрещенная буква»

    В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. Одного из участников игры назначают ведущим. Поочередно, обращаясь к играющим, ведущий каждому задает вопрос, требуя от него немедленного ответа. Например: «сколько тебе лет?», «Какое варенье ты любишь?», «Твой любимый цвет» и т. д. Тот к кому обращен вопрос, должен дать ответ, не употребляя по договору букву, которая объявлена запрещенной.

    2. «Будь внимателен!»

    Называйте ребенку - книга, чашка, кот, стул, икра, вилка и т. д. ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, мебель. Если ребенок ошибается, начните игру сначала.

    3. «Хлоп - топ!»

    Педагог произносит фразы - понятия, правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное - топают!

    Примеры:

    Сорока - перелетная птица.

    Огурец - это овощ.

    Летом - много снега.

    Осенью желтеют листья.

    4. «Пара слов»

    Взрослый называет слово, ребенок ассоциацию к нему. Тут важна скорость.

    Например:

    Зима - (снег, холод, Новый год)

    Детский сад - (утренник, воспитатель, дом)

    Улица - (горка, фонари, прогулка)

    5. «Путаница»

    Детям предлагается самим составить «путаницу» друг для друга. Пусть они нарисуют несколько предметов, а затем их зачертят, другие ребята должны угадать, что это было.

    6. «Перенеси стул»

    Педагог дает ребенку задание, перенести с места на место стул.

    - как будто мешок с золотом

    - как будто мешок с конфетами

    - как будто он идет по темному переулку

    7. «Выразительная походка»

    Взрослый просит ребенка изобразить

    - походку человека оказавшегося случайно в лесу

    - гуляющего в ботинках на размер меньше

    8. «Живой прибор»

    Эта игра включает талант к пародированию. Суть - как можно точнее изобразить бытовые приборы:

    - утюг

    - будильник

    - телефон

    Остальные должны угадать.

    Большое значение игры в развитии личности ребенка дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психологические процессы, а тем. Что эти процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре осознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя в зависимости от цели.

    «Игра является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная. Она является прототипом будущей серьезной деятельности». (Ф. Б. Эльконин)