"Вместе играем - речь развиваем".

    Простые речевые упражнения для развития связной речи
    Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.
    Какой?
    Цель:обогащать речи ребенка именами прилагательными.
    Ход игры:
    Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»
    Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
    Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
    Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

    Что могут делать…?
    Цель: обогащать речь ребенка глаголами.
    Ход игры:
    Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»
    Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…
    Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
    Слова наоборот
    Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
    Ход игры:
    Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.
    Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл - потерял.
    Слова-товарищи
    Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.
    Ход игры:
    Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
    Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
    Один – много
    Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
    Ход игры:
    «Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.
    Пример:
    стол – столы,  кусок – куски
    стул – стулья , день – дни
    гора – горы,  прыжок – прыжки
    лист – листья,  двор - дворы
    дом – дома,  перо - перья
    носок – носки,  крыло - крылья
    глаз – глаза , сон – сны
    гусёнок – гусята,  пальто- пальто
    лоб – лбы , тигрёнок – тигрята
    нога - ноги , дыра - дыры

    Животные и их детёныши
    Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
    Ход игры:
    Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
    Группа 1.
    у тигра – тигрёнок, у лисы – лисёнок
    у льва – львёнок, у лося – лосёнок
    у слона – слонёнок , у оленя – оленёнок
    Группа 2.
    у медведя – медвежонок , у кролика – крольчонок
    у верблюда – верблюжонок,  у белки – бельчонок
    у зайца – зайчонок
    Группа 3.
    у коровы – телёнок , у овцы – ягнёнок
    у лошади – жеребёнок,  у курицы – цыплёнок
    у свиньи – поросёнок,  у собаки – щенок

    Кто как разговаривает?
    Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
    Ход игры:
    Взрослый, поочерёдно называя животных. Дети-как-то или иное животное подаёт голос.
    Пример:
    Корова - мычит .Утка - крякает
    Волк - воет. Свинья - хрюкает
    Тигр - рычит. Собака - лает
    Змея - шипит. Комар – пищит

    Кто где живёт?
    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
    Ход игры:
    Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.
    Вариант 1.
    Пример:
    Взрослый Ребёнок
    Кто живёт в дупле? Белка
    Кто живёт в скворечнике? Скворцы
    Кто живёт в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки, сойки
    Кто живёт в будке? Собака
    Кто живёт в улье? Пчёлы
    Кто живёт в норе? Лиса
    Кто живёт в логове? Волк
    Кто живёт в берлоге? Медведь
    Вариант 2.
    Взрослый Ребёнок
    Где живёт медведь? В берлоге
    Где живёт волк? В логове

    Скажи ласково
    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.
    Ход игры:
    Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
    Пример:
    стол – столик белка – белочка
    ключ – ключик ложка – ложечка
    шапка – шапочка картина – картинка
    книга – книжечка зеркало – зеркальце
    голова – головка свёкла – свёколка
    мыло – мыльце коса – косичка
    кукла – куколка жук – жучок
    вода – водичка дуб – дубок
    вишня – вишенка башня – башенка
    платье – платьице кресло – креслице
    перо – пёрышко стекло – стёклышко
    часы – часики трусы – трусики

    Что происходит в природе?

    Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
    Ход игры:
    Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
    Пример: Тема «Весна»
    Взрослый  - Дети
    Солнце – что делает? Светит, греет
    Ручьи – что делают? Бегут, журчат
    Снег – что делает? Темнеет, тает
    Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни
    Капель – что делает? Звенит, капает
    Медведь – что делает? Просыпается, вылезает из берлоги

    Кто как передвигается?
    Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения.
    Ход игры:
    Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
    Пример:
    Взрослый  - Ребёнок
    Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит
    Кошка  -мяукает, ласкается, царапается, лакает
    Мышка  -шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает
    Змея - ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает

    Из чего сделано?
    Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
    Ход игры:
    Взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок отвечает: «Кожаные».
    Пример:
    Взрослый- ребёнок
    Рукавички из меха меховые
    Таз из меди - медный
    Ваза из хрусталя - хрустальная
    Носки из шерсти - шерстяные