Игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста. На сегодняшний день современному обществу необходимы любознательные, активные, физически развитые, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества. Педагогическая и методическая литература предлагает огромное количество игр, в том числе и на развитие связной речи, но родителям сложно ориентироваться в многообразии литературы по выбору игр для проведения прогулок, совместных видов деятельности, досуговой деятельности. Поэтому, возникла необходимость предложить сборник «игр и упражнений на развитие связной речи».
Простые речевые упражнения для развития связной речи
Такие упражнения не предусматривают какие-то траты или приготовления, нужно только желание и фантазия. Используйте такие речевые игры, чтобы развлечь ребёнка, научить новому и полезному. Эти упражнения можно выполнять с мячом. Взрослый говорит и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч в ответ.
Какой?
Цель:обогащать речи ребенка именами прилагательными.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.
Что могут делать…?
Цель: обогащать речь ребенка глаголами.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
Слова наоборот
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход игры:
Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл - потерял.
Слова-товарищи
Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.
Ход игры:
Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
Один – много
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры:
«Мы волшебники немного: был один, а станет много». Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.
Пример:
стол – столы, кусок – куски
стул – стулья , день – дни
гора – горы, прыжок – прыжки
лист – листья, двор - дворы
дом – дома, перо - перья
носок – носки, крыло - крылья
глаз – глаза , сон – сны
гусёнок – гусята, пальто- пальто
лоб – лбы , тигрёнок – тигрята
нога - ноги , дыра - дыры
Животные и их детёныши
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры:
Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1.
у тигра – тигрёнок, у лисы – лисёнок
у льва – львёнок, у лося – лосёнок
у слона – слонёнок , у оленя – оленёнок
Группа 2.
у медведя – медвежонок , у кролика – крольчонок
у верблюда – верблюжонок, у белки – бельчонок
у зайца – зайчонок
Группа 3.
у коровы – телёнок , у овцы – ягнёнок
у лошади – жеребёнок, у курицы – цыплёнок
у свиньи – поросёнок, у собаки – щенок
Кто как разговаривает?
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры:
Взрослый, поочерёдно называя животных. Дети-как-то или иное животное подаёт голос.
Пример:
Корова - мычит .Утка - крякает
Волк - воет. Свинья - хрюкает
Тигр - рычит. Собака - лает
Змея - шипит. Комар – пищит
Кто где живёт?
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры:
Взрослый поочередно задает вопрос детям, а они отвечают. Необходимо следить за правильным употреблением предлогов.
Вариант 1.
Пример:
Взрослый Ребёнок
Кто живёт в дупле? Белка
Кто живёт в скворечнике? Скворцы
Кто живёт в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки, сойки
Кто живёт в будке? Собака
Кто живёт в улье? Пчёлы
Кто живёт в норе? Лиса
Кто живёт в логове? Волк
Кто живёт в берлоге? Медведь
Вариант 2.
Взрослый Ребёнок
Где живёт медведь? В берлоге
Где живёт волк? В логове
Скажи ласково
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.
Ход игры:
Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Пример:
стол – столик белка – белочка
ключ – ключик ложка – ложечка
шапка – шапочка картина – картинка
книга – книжечка зеркало – зеркальце
голова – головка свёкла – свёколка
мыло – мыльце коса – косичка
кукла – куколка жук – жучок
вода – водичка дуб – дубок
вишня – вишенка башня – башенка
платье – платьице кресло – креслице
перо – пёрышко стекло – стёклышко
часы – часики трусы – трусики
Что происходит в природе?
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры:
Взрослый, задаёт вопрос, а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Взрослый - Дети
Солнце – что делает? Светит, греет
Ручьи – что делают? Бегут, журчат
Снег – что делает? Темнеет, тает
Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни
Капель – что делает? Звенит, капает
Медведь – что делает? Просыпается, вылезает из берлоги
Кто как передвигается?
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения.
Ход игры:
Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Пример:
Взрослый - Ребёнок
Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит
Кошка -мяукает, ласкается, царапается, лакает
Мышка -шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает
Змея - ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает
Из чего сделано?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры:
Взрослый говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок отвечает: «Кожаные».
Пример:
Взрослый- ребёнок
Рукавички из меха меховые
Таз из меди - медный
Ваза из хрусталя - хрустальная
Носки из шерсти - шерстяные