Актуальность проблемы развития речи ребёнка дошкольника.

       Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.

       С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

       Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Подчас накопление препатологических и патологических знаков у многих детей просто шокирует.

       Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии. Не скомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.

       Такой рост детской речевой патологии вызван, как показывают исследования, остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.

       Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.

       Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

       Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

       Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу. Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против.

      Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти - ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

       Таким образом, на фоне ухудшения здоровья детей, с точки зрения нарушений развития отмечается сочетанность дефектов, следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать логопед, психолог, невролог, воспитатель, муз. руководитель, физический инструктор. Что и делают сотрудники нашего детского сада.

       Условия успешного речевого развития.

    1.В дошкольном учреждени созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

    - сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

    - сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

    2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

    - в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

    3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

    - следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

    - наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

    4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

    - сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

    - помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

    - обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

    - знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

    5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

    - учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

    - учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

    6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

    - поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

    - организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

    7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

    8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

    - стимулируют детей комментировать свою речь;

    - упражняют в умении планировать свою деятельность.

    9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

    10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.