Профессиональная деятельность учителя-логопеда направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.
Причины речевых нарушений, предупреждение нарушений речи.
Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи задержки общего развития речи. Причины их различны: соматическая ослабленность, замедленное психофизическое развитие, неблагоприятная речевая среда, невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте, двуязычие в семье.
Болезни ослабляют организм ребёнка и создают почву для возникновения нарушений речи, особенно в тех случаях, когда в семье неправильное воспитание, как общее, и речевое. Также могут задержать или нарушить формирование правильного звукопроизношения у ребёнка различные дефекты периферического речевого аппарата: массивные или короткие подъязычные уздечки; изменение формы и относительной величины челюсти; расщелины твёрдого и мягкого нёба, губы, десны.
Многие недостатки звукопроизношения, плавность речи могут быть преодолены в процессе правильно организационной работы логопеда, воспитателей и родителей. Однако существуют и другие формы нарушения речи, которые обусловлены более серьезными причинами, например органическим поражением центральной нервной системы. Такие нарушения не могут быть полностью компенсированы в процессе только воспитательной работы в детском саду; необходима специальная, целенаправленная помощь логопеда и психоневролога.
Для предупреждения недостатков речи необходимо:
1.Следить за общим состоянием ребенка, укреплять, закалять организм.
2.Своевременно санировать полость рта: следить за состоянием носоглотки: не допускать хронического насморка, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос; не допускать течи из ушей, так как все это может стать источником задержки речи и её нарушения.
3.Создовать все условия для правильного речевого воспитания.