Что могут сделать родители?

     

     Прежде всего, родители должны с первых дней много разговаривать с ребенком, общаться с ним, вызывая тем самым его на общение. Кроме того, родителям следует помнить о том, что их усилия должны быть направлены на укрепление эмоционального контакта между ребенком и мамой. Обращаясь к ребенку, матери следует говорить громко и раздельно, в комнате должно быть светло и свежо, игрушки нужны яркие и разноцветные.

    Следует очень внимательно следить за развитием речи ребенка. В том случае, если задержка все же есть, то следует незамедлительно обратиться к специалистам, которые помогут установить, действительно ли ребенок развивается с запозданием или процесс проходит в соответствии с нормой.

    Если же специалисты установили, что задержка есть, следует установить также и причины ее появления. После того, как были проведены соответствующие исследования и выявлены причины, следует разработать систему занятий, которые помогут справиться с нарушениями развития речи.

     Необходимо помнить о том, что все занятия должны обязательно проходить в игровой форме. Игры для ребенка может подобрать педагог или логопед. Если задержка речевого развития наблюдается у ребенка в возрасте 2 лет, то родителям следует помнить о том, что просто необходимо стимулировать у малыша звукоподражание, ведь активная и многообразная звукоподражательная деятельность готовит детей к овладению членораздельной речью. Не лишним будет также изготовить всевозможные наборы картинок с изображениями животных, птиц, насекомых, людей, транспорта и т. д. Их можно будет использовать для проведения различных речевых игр.

    Следует также ежедневно читать ребенку небольшие сказки или рассказы. Можно задавать ему разнообразные вопросы, побуждая малыша к ответу. Пусть первое время это будут односложные ответы, но со временем ребенок научится отвечать и развернутыми фразами. На прогулке с ребенком следует, как можно громче рассказывать ему о том, что он видит вокруг себя. Родители должны помнить о том, что не следует оставлять ребенка без внимания, занимайтесь с ним, и он будет всегда радовать вас своими победами, пусть даже и маленькими.

     

    Когда следует волноваться?

    Развитие речи ребенка — это один из самых важных вопросов, который волнует родителей. Принято считать, что развитие речи — это показатель умственного развития ребенка. Однако это не совсем верно, поскольку наблюдается обратная тенденция, если у ребенка наблюдается задержка речи, то замедляются навыки обучения и общения. В большинстве случаев в начале второго года жизни или через несколько месяцев наступает, так называемый, «взрыв» развития речи. До двух лет ребенок как бы накапливает информацию об окружающем мире, поэтому к тому моменту, когда ребенок начинает говорить, у него уже достаточно хорошо развиты клетки мозга, мышцы речевого аппарата. Но бывает и так, что развитие речи ребенка запаздывает.

     

    Причин задержки речи может быть несколько.

    1. Слабый мышечный тонус лица или плохо развитые мускулы рта. Определяется следующим образом: если ребенок роняет пищу изо рта, дышит ртом, мало и невнятно говорит, значит, у него плохо развиты мышцы рта и губ. Причиной слабого мышечного тонуса может послужить то, что ребенка рано отняли от груди. Укрепить ротовые мышцы можно несложными упражнениями. Например, дудеть и свистеть, дуть на перышко, выдувать мыльные пузыри, т. е. выполнять такие упражнения, где нужно с напряжением сводить губы вместе. А так же чаще предлагать ребенку пить сок через трубочку, как можно сильнее втягивая щеки; имитировать звуки животных, птиц, поезда, машины и т. д.

     2. Слабая концентрация слухового внимания. Ребенок не слышит фоновых шумов, т. е. тех, что раздаются на заднем плане, не понимает обращенные к нему длинные фразы. В этом случае нужно стараться обращать внимание ребенка на каждый звук и слово, чаще читать ему вслух, показывать предметы, которые его окружают, и называть их. Так же рекомендуется проговаривать все совершаемые действия, слова нужно произносить несколько раз.

     3. Проблемы со слухом. Плохо развитый слух ребенка может неблагоприятно сказаться на умственном развитии малыша. Здесь важно вовремя диагностировать недостаточный слух, в противном случае можно потерять время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга.

     Существует несколько признаков, благодаря которым можно установить, что у ребенка имеются проблемы со слухом.

    1. Если новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке руками в 1—2 м от него и не успокаивается при звуке голоса матери.

    2. Если в 3—4 месяца ребенок не отвечает на улыбку взрослого, т. е не улыбается.

    3. Если в 7 месяцев ребенок не лопочет и не повторяет простые звуки.

     4. Если в 7—12 месяцев он не поворачивает голову на знакомые звуки и не подает голос в ответ на обращенную к нему речь.

     Когда нужно начинать беспокоиться?

    1.Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука одному объекту. Так звук [ба] всегда означает «бабушка».

     2.Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них.

    3. Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.

     4. Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы. 5.Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.

    Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько признаков, нужно обязательно, не откладывая, обратиться к педиатру, который проверит слух малыша. Нарушения слуха могут возникнуть после перенесенной ушной инфекции, что может значительно затормозить развитие речи. Если со слухом все нормально, то врач может предположить, что у ребенка наблюдается незначительное отставание в развитии. В этом случае он предложит понаблюдать за малышом в течение 6 месяцев или года. За это время родители должны помочь ребенку развить навыки, ведь даже если малыш занимается с логопедом, упражнения дома могут оказать существенную помощь. Следует помнить о том, что у мальчиков в отличие от девочек речевое развитие может запаздывать, также у мальчиков гораздо чаще наблюдаются нарушения речевого развития и слуха.

     К сожалению, в большинстве случаев проблемы со слухом у детей обнаруживаются поздно. От начала ухудшения слуха до того, как это станет заметно, может пройти достаточно много времени.

    Важно помнить

    1. Ребенок не глупее взрослого. Он может обидеться или посмотреть с недоумением

     2. Объясните малышу, что если он хочет рассказать о том. что происходило, ему обязательно необходимо употреблять слова, так как жестами тут не обойтись. Это упражнение очень полезно для детей, которых легко понимают в семье, а потому они «ленятся» говорить.

     3. Важно развивать мелкую моторику ребенка. Он должен больше лепить, рисовать, нанизывать бусины и пуговицы на нитку, складывать пазлы, так как речевой центр и центр тонкой моторики находятся рядом.

    В заключение следует сказать, что родители не должны легкомысленно относиться к задержке развития речи у ребенка. Несмотря на индивидуальные особенности, есть определенные нормы, отклонения от которых могут стать поводом для начала серьезной работы. А чем раньше она будет начата, тем лучше будут результаты. Согласно статистике, если к 5 годам речь ребенка развита хуже, чем у сверстников, то в 80% случаев это отставание проявится и в школе, что будет мешать нормальному обучению письму и чтению, а в дальнейшем отразится на успеваемости по всем школьным предметам.