Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет

    Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая является ведущей линией развития речи детей 3–4 лет.

    Для развития артикуляционного аппарата, произношения твердых и мягких звуков целесообразно использовать звукоподражание, в том числе звукам музыкальных инструментов и голосам животных. Например, ребенку дают дудочку и колокольчик, дудочка играет «ду‑ду‑ду», колокольчик звенит «динь‑динь‑динь». Корова кричит: «му‑у», кошечка мяукает: «мяу»

    Хорошей дикции можно добиться с помощью шуток‑чистоговорок («Бы‑бы‑бы – идет дым из трубы») или потешек, поговорок, фраз, содержащих определенную группу звуков («У Сани сани едут сами»), поможет и произнесение слов, сходных по звучанию (мышка – мишка, мошка – мушка).

    Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, например, познакомив ребенка с картинкой «Еж и ежата», можно предложить ему четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж» («Жа‑жа‑жа – мы увидели ежа», «Жу‑жу‑жу – шишку мы дадим ежу», «Жи‑жи‑жи – шишки где берут ежи?», «Ша‑ша‑ша – мы купаем малыша», «Шу‑шу‑шу – дам игрушку малышу», «Ши‑ши‑ши – где играют малыши?»). Подобные упражнения не только помогают ребенку освоить вопросительную интонацию, но и развивают у него чувство ритма.

    Акцентируя при четком произнесении слова, фразы внимание малыша на определенном звуке, легко подвести его к пониманию терминов «звук» и «слово».

    Необходимо уделять внимание воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку эти элементы необходимы для дальнейшего всестороннего развития речи.

    Ниже приведены некоторые игры, в которые можно играть с детьми младшего дошкольного возраста.

    Чей это голос?

    Цель:  научить ребенка различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, а также соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

    Реквизит:  фигурки мышки и мышонка, утки и утенка, лягушки и лягушонка, коровы и теленка, кошки и котенка. За неимением фигурок можно вылепить их вместе с ребенком из пластилина или использовать картинки.

    Ход игры

    К тебе в гости пришли зверушки, они хотят поиграть. Угадай, чей это голос:

    – Мяу‑мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) Как он мяукает? (Мяу‑мяу.)

    – Му‑у‑у – кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит – корова или теленок.

    – Ква‑ква – чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш лягушки? (Лягушонок.)

    Аналогично ведется игра с остальными игрушками.

    Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите слишком быстро.

    В таких играх можно научить ребенка различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию (корова мычит громким низким голосом, а теленок тихим высоким; лягушка квакает громко, а лягушонок тихо и тоненько).

    Подобные игры можно проводить с самыми разными животными. Например, ребенку показывают картинку в книжке.

    – Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: «ку‑ку, ку‑ку». Кто это? (Ку… – ребенку предлагают произнести слово самостоятельно.)

    – А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем… (Петушок.) Петя‑Петушок кричит… (Ку‑ка‑ре‑ку.)

    – Послушай слова «куку‑у‑ушка», «пету‑у‑ух», «у‑у‑утка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».

    Звуковое оформление определяет эмоциональность и выразительность высказывания, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию повествовательного предложения, вопроса или ответа.

    Например, ребенку читают русскую народную песенку «Курочка‑рябушечка», после чего предлагают ему ответить на вопросы:

    – Курочка‑рябушечка, куда идешь?

    – На речку.

    – Курочка‑рябушечка, зачем идешь?

    – За водой.

    – Курочка‑рябушечка, зачем тебе вода?

    – Цыплят поить. Они пить хотят.

    На всю улицу пищат – пи‑пи‑пи!

    Очень хороший результат дает использование чистоговорок, фраз из стихотворений, их полезно произносить с разной силой голоса (тихо – громко – шепотом) или в разном темпе (быстро – медленно). Также можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

    Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе предметов и явлений из окружения ребенка, а также активизации употребления различных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

    В процессе занятий необходимо демонстрировать ребенку, что каждый предмет, его свойства и действия имеют свои названия. Для этого нужно научить его:

    – различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?»;

    – формулировать особенности каждого предмета, выделять его характерные признаки и качества («какой?»);

     

    Встречая в играх и заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать увиденное словами. У него растет активный словарный запас, нормализуется грамматический строй речи, произношение.

    – определять действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно сделать?»).

    Такое обучение проводится в играх типа «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».

     

    Поезд

    Цель:  помочь детям запомнить последовательность действий при перевозе кукол от одной станции к другой, побудить пользоваться речью во время игры. Продолжать обучение ребят игре со сверстниками. Ввести в лексикон такие новые слова, как «станция», «железная дорога», «путешествие».

    Реквизит:  большой игрушечный поезд, если есть – железная дорога; домики, которые будут выполнять роль станций; небольшие игрушки (медвежонок, зайчик, мышка, уточка и др.).

    Ход игры

    Домики расставляют недалеко друга от друга, одновременно объясняя, что это станции, на которых всегда останавливаются поезда. Во время игры желательно дать каждой из них название.

    Затем детям предлагают покатать зайчика или мишку на поезде (при этом очень важно сделать так, чтобы игрушки не падали во время движения). Сначала просят одного из детей перевезти игрушку с одной станции на другую, а затем немного усложняют задачу, вводя новые элементы игры (на данном месте высадить мишку и повезти дальше только уточку).

    В процессе игры детей спрашивают, видели ли они настоящие поезда, возможно, кто‑то на них даже катался, понравилось ли это путешествие, куда они хотели бы съездить.

     

    Угадай игрушку

     

    Цель:  сформировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

    Реквизит:  3–4 игрушки.

    Ход занятия

    Вначале нужно показать ребенку игрушки, называя каждую из них: «Это… (заяц, лиса, утенок)». После этого следует рассказать ему о каждой игрушке, называя ее внешние признаки: «Он серый. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». По этим признакам ребенок должен определить, какая это игрушка и правильно назвать ее. Аналогично описываются другие игрушки.

    Про кого я говорю?

    Цель:  развитие наблюдательности, умения ориентироваться в основных признаках описываемого объекта.

    Занятие проводится в группе.

    Нужно описать одного из сидящих в комнате детей, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это мальчик, на нем синие штанишки и красная маечка, волосы у него светлые и кудрявые. Он любит играть с заводными машинами».

    Скажи какой

    Цель:  научить выделять и называть признаки предмета.

    Реквизит:  коробка с различными игрушками, предметами или продуктами.

    Ход занятия

    Доставая из коробки тот или иной предмет, нужно назвать его («Это груша»). Ребенок называет признаки данного предмета («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». – «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». – «Он продолговатый, зеленый, хрустящий»).

    Я умею одеваться

    Цель:  научить детей последовательно надевать и снимать вещи, аккуратно их складывать в шкафчик, пользоваться такими словами, как «снять», «надеть» и «одеть», «повесить», «поставить», «убрать на место». Игра помогает выработать аккуратность, терпение, любовь к порядку.

    Реквизит:  кукла, шкафчик с одеждой для нее (платье, колготки, обувь, кофта, шапка, пальто или комбинезон).

    Ход игры

    В данной игре участвуют 5–6 человек. Детям объясняют, что сегодня кукла Лена пойдет гулять, но для этого ей необходимо одеться. Что для этого нужно? (Дети перечисляют ту одежду, которую сами надевают на прогулку.) Затем руководитель открывает игрушечный шкафчик и показывает наряды куклы. Ребята выбирают из них те, которые необходимы в данное время года. Только потом следует попросить одеть Лену, которая еще не знает, с чего нужно начинать. Если у ребят возникают трудности с одеванием куклы из‑за нарядов крохотного размера, им следует помочь словесно или действиями.

    После небольшой прогулки по комнате ребята решают, что куклу пора раздевать. Здесь необходимо подсказать ребятам, что вещи нужно складывать аккуратно и на свое место.

    Сделать игру более разнообразной и интересной можно, если попросить кого‑нибудь из ребят разговаривать от имени куклы. Тогда остальная группа с удовольствием будет общаться с Леной и играть с ней.

    Что бывает?

    Цель:  научить по тем или иным признакам называть соответствующие им предметы.

    Реквизит:  отсутствует.

    Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову (прилагательному) подбирают подходящие существительное. Например: зеленый – огурец, елочка, трава, забор и т. д.

    Ход игры

    Детям можно предложить назвать все (всех), что (кто) бывает:

    – веселым или грустным;

    – злым или добрым;

    – тихим или громким;

    – шершавым или гладким;

    – горячим или холодным;

    – пушистым или колючим;

    – быстрым или медленным;

    – скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр.

    При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком и взрослым одинаково.

    Эта игра позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых различных предметов, объектов, явлений, способствует развитию речи и наблюдательности.

    Назови предмет

    Цель:  ознакомить детей с назначением таких предметов, как игла, утюг, зубная и одежная щетки, нож и др. Научить составлять уменьшительно‑ласкательные существительные по аналогии (щетка – щеточка, нитка – ниточка), а также правильно и четко произносить слова.

    Реквизит:  2–3 большие пуговицы, нитки, детская зубная щетка, щетка для чистки одежды, картинки с изображением таких предметов, как игла, утюг, нож, ножницы, большая коробка.

    Ход занятия

    Собирают всех детей вместе и открывают коробку, в которой находятся разнообразные предметы и картинки. Затем просят ребят назвать то, что они увидели. Разложив все вещи на ровной поверхности, можно попросить определить, для чего они нужны.

    Подводя итог сказанному детьми, обращают внимание малышей на то, что у каждого предмета есть свое назначение. Следует заметить, что бывают предметы, которые очень похожи, только имеют разный размер (щетка и щеточка), и предметы, которые сильно отличаются, несмотря на то что называются по‑разному (ключ от двери и ключ – небольшой ручей), а иногда по одному названию можно определить размер (стул – стульчик, кукла – куколка и др.). После этого воспитатель может попросить ребят назвать слова по аналогии, например «нож» и «ножичек», «игла» и «иголочка», «утюг» и «утюжок» и т. д. Таким образом, дети в данной игре не только закрепляют имеющиеся знания, но и получают новые.

    Узнавание

    Цель:  научить узнавать предмет, объект по группе определений (прилагательных) или по группе слов‑действий (глаголов).

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Предлагаемые слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например:

    – зеленая, стройная, белоствольная – береза;

    – сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – солнце.

     

     

    .