Игры и упражнения для развития речи детей 5 лет.

    Ребенка знакомят с новыми терминами и уточняют значение понятий «звук», «слово», с которыми он уже познакомился. Для этого с ним проводят игры и упражнения («Как звучит слово», «Найди первый звук»), в которых ребенок обучается умению находить слова, близкие и различные по звучанию. Малыш может подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие того или иного звука в слове. Подбирая игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, он учится определять, из каких звуков состоят слова, развивает свой речевой слух.

    Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий и никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего ребенка станет меньше.

    Найди первый звук

    Цель:  научить правильно определять в слове первый звук.

    Реквизит:  машина и разные игрушки, среди которых обязательно должны присутствовать слон и собака.

    Ход занятия

    Ребенку предлагают назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», необходимо отчетливо произнести это слово, выделяя каждый звук.

    Ребенок сажает в машину гуся, машина не едет. Ему объясняют, что это случилось потому, что в слове гусь имеется звук «сь», а не «с». А это разные звуки.

    Развитие речевого слуха даст ребенку возможность различать такие речевые нюансы, как повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи собеседников. Такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

    Громко – шепотом

    Цель:  научить ребенка подбирать сходные по звучанию фразы, произнося их громко или шепотом.

    Реквизит:  игрушки или картинки с изображением тех персонажей, о которых будет идти речь на занятии.

    Ход занятия

    Ребенку говорят, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са‑са‑са – прилетела к нам оса». Затем этот стишок следует повторить громко – тихо – шепотом, несколько изменив его содержание: «Су‑су‑су – кот прогнал осу» (текст проговаривается быстро и медленно).

    На следующем этапе ребенку предлагают закончить фразу самостоятельно, например: «Са‑са‑са… (к нам летит оса), су‑су‑су… (я боюсь осу)».

    Особое внимание необходимо уделять интонационной выразительности речи. Для этого детям предлагают произносить фразы с различными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

    Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения (как отдельных слов, так и небольших фраз) следует использовать специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения).

    Ребенок должен в процессе занятий научиться произносить фразы с различной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок ребенок должен определить, есть ли заданный звук в отгадке.

    Как говорит Оля?

    Цель:  научить ребенка различать на слух различные интонации и пользоваться ими в соответствии с эмоциональным содержанием высказывания.

    Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивая предметы по размеру, цвету и величине, подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы…), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно… цветы, грядки на огороде; гладить можно… платье, брюки, кошку).

    Реквизит:  кукла, котенок, собачка.

    Ход занятия

    Нужно показать ребенку куклу и начать рассказ: «Это Оля. Идет она с прогулки домой и слышит, как кто‑то жалобно мяукает, вот так: «мяу‑мяу» (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Оля котенка на руки, принесла домой, налила ему молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу‑мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу‑мяу» (сердитая интонация). Но Оля быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело мяукать и лаять.

    В конце занятия ребенок рассказывает всю историю самостоятельно, применяя соответствующие той или иной ситуации интонации (в случае необходимости ему можно помогать отдельным словом или предложением).

    В словарной работе необходимо уделять внимание правильному пониманию и употреблению слов, а также дальнейшему расширению активного словаря за счет названий различных предметов, их качеств, свойств и действий (существительных, прилагательных, глаголов). Ребенок должен усвоить обобщенные понятия для групп предметов (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда), научиться осмысленно называть действия, связанные с движением игрушек, животных, подбирать определения к заданным словам.

    Кто больше слов скажет

    Цель:  научить ребенка называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание как на их внешний вид, так и на черты характера.

    Реквизит:  картинки с изображением животных.

    Ход занятия

    Ребенку показывают картинку (например, изображение белочки) и предлагают ему рассказать, какая она, что умеет делать, какой у нее характер. Ребенок в своих ответах использует различные части речи. Белочка может оказаться рыжей, пушистой, шустрой, веселой, смелой или сообразительной. Она наверняка умеет карабкаться на сосну, собирать грибы, накалывать их для просушки, запасать шишки, чтобы зимой не голодать.

    Таким же образом ребенок рассказывает и о других зверятах: зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный, очень любит сыр и боится кошек.

    Кто заблудился?

    Цель:  научить ребенка образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

    Реквизит:  игрушки или картинки с участниками диалога.

    Ход занятия

    – Кто скачет по лесной тропинке?

    – Заяц.

    – Как назвать его ласково?

    Необходимо развивать у ребенка желание узнать, что означает новое слово, учить его замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения. Одновременно можно развивать у него понимание многозначного слова, умение ориентироваться в сочетаемости разных слов (например, «идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).

    – Зайчонок, зайчик, заинька. Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку ушиб, кушать хочет.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный, голодный.)

    – Закончите предложения. Если зайчик потерялся… (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик ушиб лапку, мы… (вылечим, перевяжем ее, успокоим, погладим).

    Какие бывают иголки

    Цель:  дать ребенку представление о многозначности слова на примере слова «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Какие иглы вы знаете?

    – Швейные, сосновые, еловые, медицинские.

    – Чем похожи все иголки?

    – Они острые, тонкие, колючие.

    – Какой иглой мы шьем и вышиваем?

    – Швейной.

    – Что шьют швейной иглой?

    – Одежду.

    – Что делают медицинской иглой?

    – Уколы.

    – Для чего ежу иголки?

    – Защищаться.

    – От кого еж защищается?

    – От зверей.

    – Можно ли ежа погладить рукой?

    – Можно, только осторожно.

    – Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

    – Ушка нет.

    Ребенку предлагают закончить предложения:

    – Ты ежа не трогай лучше, потому что он…

    – …колючий.

    – Лиса потрогала ежа и…

    – …укололась.

    – У папы‑ежа иголки длинные и толстые, а у ежат…

    – …короткие и тоненькие.

    – Иглы на елке еловые, а на сосне…

    – …сосновые.

    – Отвечай поскорей, какие из них длинней?

    Ребенку предлагают придумать рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

    Кого можно гладить

    Ребенок должен учиться различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети – ребята, мальчики – девочки, сладкий – горький, старый – новый.

    Цель:  познакомить детей с многозначностью глаголов на примере слова «гладить».

    Реквизит:  отсутствует.

    – Помнишь, мы с тобой выяснили, что ежа нельзя погладить. А кого  можно погладить?

    – Зайчика, котенка, ребенка.

    – А что  можно погладить?

    – Брюки, платье, юбку.

    – Как назвать все это одним словом?

    – Одежда.

    – Что делает котенок, когда его гладят?

    – Мурлычет, выгибает спину.

    – У кого есть спина?

    – У собачки, у человека, у меня.

    – А у чего есть спинка?При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать рисунки, иллюстрации. Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла»:

    – швейная;

    – медицинская;

    – игла ежа;

    – елки;

    – сосны.

    – У дивана, у стула, у кресла.

    Шишка

    Цель:  познакомить ребенка с различными значениями слова «шишка».

    Ход занятия

    – Подбери к слову «шишка» рифмы (складные слова).

    – Малышка, мышка, мишка.

    – Вспомни стихотворение про мишку.

    – «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».

    – Про кого эта загадка: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается»?

    – Про белку.

    Ручка – ножка

    Цель:  познакомить ребенка с различными значениями слов «ручка», «ножка».

    Реквизит:  бумага, цветные карандаши или фломастеры.

    Ход занятия

    – Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает.

    – Дверная ручка.

    – У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?

    – Нарисуй предметы, у которых есть ручка.

    – Закончи предложения: ручка нужна, чтобы… За ручку можно…

    – А какие предметы мы называем словом «ножка»?

    – Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

     

    Как сказать по‑другому?

    Цель:  научить ребенка заменять многозначные слова в словосочетаниях.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Скажи по‑другому! Часы идут или…

    – …ходят.

    – Мальчик идет или…

    – …шагает.

    – Снег идет или…

    – …падает.

    – Поезд идет или…

    – …едет, мчится.

    – Весна идет или…

    – …наступает.

    – Пароход идет или…

    – …плывет.

    Можно предложить ребенку закончить следующие предложения:

    – Мальчик пошел…

    – Девочка ушла…

    – Люди вышли…

    – Я пришел…

    – Саша идет медленно, а Вова идет…

    – Можно сказать, что он не идет, а…

    Кто это ползет?

    Цель:  научить ребенка подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.

    Реквизит:  картинки или игрушки, изображающие персонажей игры.

    Ход игры

    – Отгадай загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?». (Улитка)

    Ребенок отгадывает загадку, рассматривает улитку, обращает внимание на домик и рожки.

    Вторая загадка на ту же тему: «Глаза на рогах, а домок на спине».

    – В каком доме живет улитка?

    – Какие дома вы еще знаете?

    – Кто в них живет?

    – Может ли улитка выползти из своего домика?

    – Почему?

    – Быстро ли ползет улитка?

    – Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо мчалась, так медленно неслась». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

    – Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «Колючая, маленькая – это ежик или елочка? Пушистый, маленький – это зайчик или белочка?»

    В занятиях и играх с детьми 5 лет нужно расширить круг грамматических явлений, подлежащих усвоению без наглядного материала.

    Для закрепления понимания в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные ребенку слова разных частей речи:

    – лежит, льет, бьет;

    – ножка, нос, молния;

    – сильный, слабый, острый.

    Необходимо продолжать обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет… рубашки, перчаток, очков); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивать ориентировку на окончание слов при их согласовании в роде (красивый мальчик, добрая девочка, красное ведро).

    Также нужно продолжать обучать ребенка образованию форм глаголов в повелительном наклонении («спой!», «станцуй!», «побегай!») В играх ребенок может давать поручения зверятам, игрушкам, друзьям.

    Очень важны в этот период упражнения, посвященные правильному пониманию и употреблению предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).

    Обязательно следует научить ребенка соотносить названия животных и их детенышей (утенок – утята – много утят; зайчонок – зайчата – мало зайчат; лисенок – лисята – не видно лисят).

    Ребенок, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознает, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, конфетница, но масленка и солонка).

    Ребенка следует познакомить с происхождением некоторых слов:

    – Почему гриб называют. подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?

    – Шапку – ушанкой?

    – Цветок – подснежником?

    Особое внимание нужно уделять образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Демонстрируя ребенку действия игрушки, его обучают правильному образованию глаголов:

    – лезет – залезает – вылезает;

    – прыгнула – подпрыгнула – перепрыгнула;

    – несет – приносит – уносит.

    Продолжают с подросшим ребенком и работу по образованию звукоподражательных глаголов:

    – ворона «карр‑карр» – каркает;

    – петух «кукареку» – кукарекает;

    – поросенок «хрю‑хрю» – хрюкает.

    Обязательно нужно обучать ребенка способам отыменного образования глаголов:

    – мыло – мылит, звонок – звенит, краска – красит;

    – учитель – учит, строитель – строит, доярка – доит, стрелок – стреляет.

    Для развития связной речи ребенка просят пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и только что прочитанные.

    Работа с глагольной лексикой подводит ребенка к синтаксису. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, его подводят к построению связного высказывания. Для этого проводят с ним специальные игры и упражнения («Закончи предложение»; «Зачем тебе нужны…?»).

    Рассматривая с ребенком картины, его учат составлять небольшие рассказы и подводят к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

    Ребенок говорит об игрушке, сначала отвечая на вопросы, затем в совместном рассказывании с педагогом и в конце концов самостоятельно.

    Проводя подобные занятия, ребенка обучают различным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения, выявления причинной связи явлений: «Мне нравится зима, потому что…»).

    Чаще всего ребенок составляет тексты, в которых присутствуют элементы и описания, и рассуждения.

    Необходимо продолжать формирование навыков повествовательной речи, для чего ребенку предлагают схемы составления совместного рассказа. В этом случае он глубже осознает структуру, композиционное строение высказывания (начало, середина и конец).

    Ребенок получает представление о том, что рассказ можно начинать по‑разному:

    • «Однажды…»;

    • «Как‑то раз…»;

    • «Дело было летом…» и т. п.

    Заполнение схемы поможет ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями, а также между частями высказывания. Необходимо включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

    Давая зачин рассказу, нужно предложить ребенку дополнить его содержанием, развить сюжет:

    – Как‑то раз…

    – …собрались звери на полянке.

    – Стали они…

    – Вдруг…

    – Взяли звери…

    – И тогда…

    Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

    Цель:  научить составлять связный рассказ о воображаемом событии, используя личный опыт ребенка.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Ребенка спрашивают:

    – Зачем Маша пошла в лес?

    – Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.)

    – Что с ней произошло? (Заблудилась, встретила кого‑то.)

    Данный прием предохраняет от появления одинаковых сюжетов и показывает ребенку возможные варианты его развития.

    Расскажем про белочку

    Цель:  составить совместный с ребенком рассказ, соблюдая структуру и логическую последовательность повествования (начало, середина, конец).

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ о том, как она встретила волка.

    – Сначала скажи, какая была белочка?

    – Смелая, веселая, шустрая, находчивая.

    – А волк какой?

    – Злой, сердитый, недобрый.

    – Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как‑то раз белочка вышла погулять.

    – …и шишек набрать.

    – Она залезла…

    – …на высокую сосну.

    – А на сосне шишек…

    – …много, видимо‑невидимо.

    – Только сорвала первую шишку, как навстречу ей…

    – …волк.

    – Но белочка…

    – …не испугалась.

    – Она бросила…

    – …шишку прямо на волка.

    – На лбу у него…

    – …выросла шишка.

    Приступая к занятиям с ребенком, необходимо запастись терпением. Не стоит думать, что он сразу же начнет использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы, свойственные речи взрослых: эта способность придет к нему через некоторое, довольно продолжительное время.

    – Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

    В следующей игре сочетаются разные речевые задачи:

    – формирование грамматического строя речи;

    – словарная работа;

    – развитие связной речи.

    Мы гостим у лесника

    Цель:  обучить ребенка подбору однокоренных слов.

    Реквизит:  бумага, цветные карандаши, игрушечная белка, сухая ветка.

    Ход занятия

    – Сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Как можно назвать такой дом?

    – Лесной.

    – К дому лесника ведет тропинка. Какая это тропинка?

    – Лесная.

    – Послушай слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть одинаковая во всех этих словах?

    – Лес.

    – Лесная тропинка узкая, а дорога…

    – …широкая.

    – Деревья в лесу высокие, а кусты…

    – …низкие.

    – Речка в лесу глубокая, а ручеек…

    – …мелкий.

    – Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? Спросим об этом белочку. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

    – Отгадайте мою загадку: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается».

    Ребенок отгадывает, что это белка.

    – Белка срашивает: «А вы знаете, какая я, и что умею делать?»

    Если ребенок затрудняется с ответом, нужно ему помочь:

    – шубка у тебя…;

    – на ушках у тебя…;

    – хвостик у тебя…;

    – ты умеешь… и очень любишь…

    Ребенку говорят, что белка очень любит прыгать с ветки на ветку. Демонстрируя, как белка прыгает, предлагают ребенку называть ее действия:

    – прыгает;

    – спрыгивает;

    – перепрыгивает;

    – запрыгивает;

    – выпрыгивает.

    Различные игры и упражнения развивают у ребенка интонационный синтаксис – умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); это умение необходимо ему для дальнейшего развития речи.

    – После этого ребенку можно предложить составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с ней, чтобы потом рассказать леснику.

    Имеет смысл предложить ребенку план будущего рассказа: «Давай подумаем, как бельчонок встретился с зайчиком? Как их можно назвать по‑другому? Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?»