Простые упражнения для дошкольников 3-4 лет.

    Чаще всего учителя начальной школы сталкиваются со следующими проблемами:

    – односложная, состоящая лишь из простых предложений «ситуативная» речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

    – бедность речи. Недостаточный словарный запас;

    – злоупотребление сленгом (результат просмотра телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений;

    – неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, дать краткий или развернутый ответ;

    – отсутствие навыков построения монолога, например сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказа текста своими словами;

    – неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

    – плохая дикция.

    Произнесение поговорок и скороговорок полезно каждому ребенку, даже если с дикцией у него на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще недостаточно скоординированно работает речевой аппарат. Одни дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно, растягивают слова.

    – Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.)

    – Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

    За каждый правильный ответ ребенок получает цветную ленточку. Побеждает тот, кто наберет больше ленточек.

    Где что можно делать

    Цель:  активизация глаголов, употребляющихся в той или иной ситуации.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.)

    – Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, катере, теплоходе, ловить рыбу.)

    Закончи предложение

    Цель:  подбор глаголов, обозначающих окончание действий.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Ребенок заканчивает предложение: – Галя проснулась и… (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку).

    – Миша оделся и… (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу).

    – Зайчик испугался и… (спрятался в кусты, задрожал, убежал в поле).

    – Регина обиделась и… (заплакала, не стала разговаривать с подругой).

    Незавершенность предложений следует подсказывать интонацией.

     

    Отгадай слово

    Цель:  научить детей выделять первые звуки в словах; обратить особое внимание на то, что из них можно составлять слова, имеющие другое значение, продолжить обучение четкому произношению звуков, слогов и слов; развить речь детей и способность самостоятельно собирать целое из частей.

    Реквизит:  крупные картинки с изображением ослика (2 штуки), кита, ниток, телефона, редиса, арбуза, лисы, иглы, самолета, енота, хлеба; доска, на которой в определенном порядке будут размещены рисунки.

    Ход игры

    Данная игра рассчитана на детей, хорошо подготовленных к школе. Если в группе их более 50–60 %, она вполне подойдет. Во время проведения данного мероприятия ребята, не знающие букв, получат о них некоторое представление. Благодаря большому количеству наглядного материала интересно будет всем присутствующим.

    Воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Для этого он спрашивает, какие буквы знают ребята. Обычно к 7 годам большая часть группы знакома с алфавитом, поэтому все легко называют буквы. Только теперь можно объяснить правила игры, которые заключаются в необходимости составить слово из первых букв названий картинок.

    Затем руководитель просит четко назвать то, что нарисовано на картинке (например, ослик). После того как все произнесли слово, нужно назвать первый звук. Если подобная игра проводится впервые, воспитатель сначала сам произносит его, только потом дети хором повторяют. Рисунок помещается на доске слева.

    Теперь таким же образом работают со вторым рисунком (китом), который помещаютя на доску правее. Когда первый звук назван, следует произнести два получившихся, которые образуют первый слог «ок».

    Затем руководитель показывает рисунок с нитками и вешает его на доску. Дети произносят первый звук – «н» и присоединяют его к первому слогу – «окн».

    Следующим этапом воспитатель показывает ослика, и все называют слово полностью – «окно».

    Далее ведется подобная работа с картинками, расположенными в таком порядке:

    – кит, ослик, телефон (кот);

    – редис, арбуз, кит (рак);

    – лиса, игла, самолет, телефон (лист);

    – ослик, редис, енот, хлеб (орех).

    Значительное место в развитии речи младших дошкольников должно занимать обучение разным способам словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц – зайчонок – зайчата; сахарница – хлебница).

    В играх и упражнениях необходимо широко использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольного приставочного словообразования (вошел – вышел, пришел – ушел).

    Необходимо познакомить ребенка и со способами образования глаголов на основе звукоподражания: воробей («чик‑чирик») чирикает, утка («кря‑кря») крякает, лягушка («ква‑ква») квакает.

    Отгадывание загадок прекрасно развивает речь и мышление детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы.

    На примере называния игры на различных музыкальных инструментах ребенку показывают способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане барабанят, на дудочке дудят, на трубе трубят, а на гитаре и гармошке играют). Вопросы о том, что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан, дудочку, трубу, подводят детей к пониманию того, что игра на музыкальных инструментах – действие, имеющее свое название.

    Оркестр

    Цель:  образовать глаголы от названий музыкальных инструментов.

    Реквизит:  игрушечные музыкальные инструменты – барабан, балалайка, свисток, дудочка, звоночки.

    Ход занятия

    – А что звоночки делают? (Звенят.)

    – Погремушки? (Гремят.)

    – Барабан? (Барабанит.)

    – Дудочки? (Дудят.)

    – Свистки? (Свистят.)

    – Балалайка? (Играет.)

    Профессии

    Цель:  научить ребенка соотносить существительные с глаголами.

    Реквизит:  картинки (фотографии) с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

    Ход занятия

    Ребенок отвечает на различные вопросы.

    – Кто пашет, сеет, хлеб убирает? (Хлебороб.)

    – Кто хлеб выпекает? (Пекарь.)

    – Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

    – Кто одежду шьет? (Портной.)

    – Кто ее продает? (Продавец.)

    – К нам приходит с письмом Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)

    – Служит дорогой отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни. Он… (солдат).

    Различные способы образования глаголов закрепляются в увлекательных играх, названия которых говорят сами за себя:

    • «Добавь слово»;

    • «Кто что делает»;

    • «Кто назовет больше действий». Воспитатель задает вопросы: «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете? Что делает учитель? А строитель?».

    В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах:

    • «Что вы делаете дома, на улице?»;

    • «Где вы играете, спите, умываетесь?»;

    При работе над синтаксисом необходимо развивать умение ребенка строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение.

    • «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?».

    Такие игры можно проводить на улице во время прогулок, спрашивая ребенка о временах года, о знакомом ему окружении.

    Что умеет делать Павлик?

    Цель:  вырабатывать навык построения простых и сложных предложений.

    Реквизит:  картинки с изображением различных физических действий.

    Ход занятия

    Ребенку предлагают назвать действия персонажей, видимые и воображаемые, то есть перечислить однородные члены предложения, придумать рассказ по картине, строя распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу и используя различные средства связи.

    «Павлик умеет пол. (подметать), цветы. (поливать), посуду. (мыть, вытирать)».

    Связная речь интенсивно развивается благодаря пересказу литературных произведений, рассказам об игрушке и картине, в процессе которых решаются все речевые задачи. Однако основная цель всех этих упражнений – научить ребенка рассказывать.

    Поначалу это воспроизведение текста знакомой сказки или короткого рассказа по наводящим вопросам воспитателя, затем совместно с воспитателем, который называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение и, наконец, самостоятельно.

    Рассматривая картину, малыш также учится сначала отвечать на вопросы о ее содержании, основное внимание ребенка на этом этапе следует обращать на тех, кто изображен на картине, на их действия, после чего ребенок может составить короткий рассказ (сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно).

    С самого раннего возраста необходимо формировать у ребенка представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). Сначала при рассматривании предмета (игрушки) его внимание обращают на особенности и характерные признаки предмета. Для этого используют игры типа «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка?». Ребенок узнает описываемые объекты сначала по двум‑трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке.

    Рассматривая игрушки и другие знакомые предметы, ребенок описывает их и отвечает на вопросы о свойствах, качествах и назначениях этих предметов, что является подготовкой к составлению рассказов об игрушке.

    Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

    Сначала следует обращать внимание ребенка на особенности и характерные признаки предмета. Описывая ребенку предмет, его прежде всего называют («это зайчик»). Затем раскрывают его качества, свойства, назначение, цвет, форму и только после этого особенности, характерные признаки предмета и его действия.

    Объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта.

    Весьма эффективен метод совместного рассказывания. Педагог начинает предложение, ребенок его заканчивает: «Это… (лиса). Она… (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит… (курочек, бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится… (играть лисичкой)».

    Дети младшего дошкольного возраста уже могут составлять рассказы повествовательного типа. Для этого необходимо развивать у них умение видеть структуру рассказа (начало, середину, конец), активизировать глагольную лексику (например, сюжет с глагольными парами общения или движения: спросил – ответил, попросил – сделал, побежал – догнал), так как глагол является важнейшим средством развития сюжета.

     

    Расскажем про Надю и зайчика

     

    Цель:  составить совместный повествовательный текст, научить интонационно заканчивать предложения рассказа по схеме, которую ребенок заполняет.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Ребенок рассказывает о том, что делала Надя.

    «Как‑то раз Надя//. (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она//. (пригласила на прогулку брата Митю). Дети взяли с собой//. (мячи, ракетки). На полянке//. (они увидели зайчика), который//. (так испугался, что замер на месте). И вдруг//. (заяц побежал от ребят). А Наде и Мите//. (стало очень весело)».

    Игры‑инсценировки с игрушками

    Цель:  научить ребенка разыгрывать инсценировки по хорошо знакомым ему произведениям.

     

    Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. «Папа, дай», «Мама, пойдем», «Хочу куклу (машину и т. п.)» – обычно первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая ситуативная речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако на четвертом году жизни ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

     

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход игры

    Сначала сказку читают, затем ее пересказывают совместно с ребенком и наконец инсценируют. При этом в сказках можно изменять сюжет или окончание, включать новые персонажи. Например, в сказке «Коза и семеро козлят» в избушку может прийти не волк, а заяц. В новом сюжете ребенка привлекают к созданию диалогов сказочных героев.

    Формированию умения видеть начало и конец того или иного действия способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия персонажей в их последовательности (мальчик пилит доску – сколачивает скворечник; дети идут в лес – собирают грибы – уходят домой с полными корзинками). Упражнения на называние последовательных действий помогают усвоить логическую очередность действий героев рассказа: «Скажи, что делает… (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом».

    Добавь слово

    Цель:  подобрать глаголы, обозначающие окончание действия.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Ребенок продолжает и заканчивает рассказ о действии.

    – Лариса проснулась и… (пошла умываться).

    – Сережа оделся и… (побежал на каток).

    – Он замерз и… (вернулся домой).

    – Стали они играть… (пока не устали).

    – Зайчик испугался и… (убежал, спрятался).

    – Девочка обиделась и… (ушла, заплакала).

    В таких играх обязательно нужно обращать внимание на интонацию законченности предложения.

    Необходимо познакомить ребенка с разнообразными схемами составления повествования. Начинать лучше с высказывания, состоящего из трех предложений («Пошел ежик… Там он встретил… Они стали…»), а затем постепенно увеличивать их количество. При составлении подобных рассказов надо дать ребенку почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложений.