Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет)

    Ребенок в этом возрасте должен хорошо представлять, что такое звук, слово, предложение. Для отработки его дикции, силы голоса, темпа речи можно использовать скороговорки, загадки, потешки, стихи.

    Что такое звук, слово, предложение?

    Цель:  уточнить представления ребенка о звуковой и смысловой стороне слова.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Какие звуки ты знаешь?

    – Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.

    – Как называется часть слова?

    – Слог.

    – Что обозначает слово «стул»?

    – Предмет мебели.

    – Все, что нас окружает, имеет свое название и что‑то обозначает. Словом обозначаются все предметы вокруг, имена, названия животных, растений.

    – Что такое имя? Как мы различаем друг друга?

    – По именам.

    – Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных.

    – …клички.

    – У каждой вещи есть свое название. Давай посмотрим вокруг и ответим на вопросы: «Что может двигаться?», «Что может звучать?», «На чем можно сидеть, спать, ездить?».

    Подумай, почему эти предметы так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.

    У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь?

    Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

    – Назови, какие имена начинаются на гласный звук «а»?

    – Аня, Андрей, Антон, Алёша.

    – А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна?

    – Со звука «и».

    – Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный звук.

    – Маша, Роман, Наташа, Рая, Стас, Володя.

    – А теперь назови имена, которые начинаются на мягкий согласный звук.

    – Лиза, Кирилл, Сережа, Лена, Петя, Люба.

    – Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

    Найди звук

    Цель:  научить ребенка находить слова с одним и двумя слогами.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шу‑ба», «шапка», «жа‑ба», «за‑бор», «цап‑ля» – из двух, «цып‑ле‑нок» – из трех.)

    Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений извлекал из своей памяти нужное слово, необходимо разнообразить варианты игр. Обязательным правилом таких занятий должно быть отсутствие повторов.

    – Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

    – Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «ш», слова «жук» и «жаба» – со звука «ж», слова «забор», «замок» – со звука «з», слова «цыпленок», «цапля» – со звука «ц».

    – Назови овощи, фрукты и ягоды с твердым звуком «р».

    – Морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина.

    – А теперь со звуком «рь».

    – Перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос.

    – А со звуком «л»?

    – Баклажан, яблоко, кизил.

    – А теперь – со звуком «ль».

    – Малина, лимон, апельсин, слива.

    Картина – корзина

    Цель:  научить ребенка находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

    Реквизит:  картинки с изображением различных предметов, животных и растений.

    Ход занятия

    Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены картина, ракета, лягушка.

    – Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета» (три)?

    – Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

    – Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

    Ребенок произносит все слова и говорит, что в каждом из этих слов по три слога.

    Едем, летим, плывем

    Цель:  научить ребенка находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

    Реквизит:  картинки с изображением транспортных средств: вертолета, самолета, автобуса, троллейбуса, теплохода, трамвая.

    Ход занятия

    – Назови все эти предметы одним словом.

    – Транспорт.

    Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку.

    – Скажи, сколько слогов в каждом из этих слов?

    – Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.

    – Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)?

    – Звук «т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».

    – Составь предложение с любым из этих слов.

    – Самолет летит быстро.

    – Скажи, что летает?

    – Самолет, вертолет.

    – Что едет?

    – Автобус, троллейбус, трамвай.

    – Что плывет?

    – Теплоход.

    – Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумал:

    – Т – с?

    – Троллейбус.

    – А – с?

    – Автобус.

    – С – т?

    – Самолет.

    – В – т?

    – Вертолет.

    – М – о?

    – Метро.

    – Т – и?

    – Такси.

    Ребенок старшего дошкольного возраста учится подбирать не только отдельные слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение:

    – Зайчик‑зайчик, где гулял?

    – На полянке танцевал.

    – Где ты, белочка, скакала?

    – Я орешки собирала.

    – Эй, зверята, где вы были?

    – Мы грибы домой носили.

    Ребенок учится изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от того или иного содержания высказывания.

    Ребенку можно предложить придумать скороговорки или двустишия и произнести их не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скоростью (медленно, умеренно, быстро).

    Эти задания могут выполняться параллельно в различных сочетаниях. Попросите ребенка произнести фразу:

    – громко и медленно;

    – шепотом и быстро;

    – громко и быстро;

    – тихо и медленно;

    – шепотом и медленно;

    – тихо и быстро.

    Нужно подбирать задания, побуждающие ребенка пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией.

    Это умение необходимо ему при построении связного высказывания.

    С ребенком старшего дошкольного возраста нужно продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря.

    Большое внимание следует уделять развитию умений ребенка обобщать, сравнивать, противопоставлять.

    В словарь ребенка нужно вводить слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используя загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий.

    Что вы видите вокруг?

    Цель:  уточнить представления ребенка о названии предметов.

    Реквизит:  все, что окружает ребенка в данный момент.

    Ход занятия

    – Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Чем отличается один предмет от другого?

    Особое внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, благодаря чему вырабатывается умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

    – За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.

    – Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками, как их различить?

    – По именам.

    – Что означают слова: «мяч», «кукла», «ручка»?

    – У меня в руке ручка. Что ею делают?

    – Пишут.

    – У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом?

    – Их держат руками.

    – Что делают этой ручкой? (Показывают шариковую ручку.)

    – Ею пишут.

    – А что делают этой ручкой? (Показывают на дверную ручку.)

    – Ею открывают и закрывают дверь.

    Работа с синонимами способствует пониманию ребенком возможности подбирать различные слова со сходным значением и формированию умения использовать их в своей речи.

    Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию, к определенной ситуации или отдельному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста:

    • «веселый мальчик» – радостный;

    • «поезд идет» – движется;

    Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действия (шепчет, говорит, кричит), ребенок учится осознавать различные оттенки значений глаголов.

     

    • «Катя и Гена – дети» – малыши, друзья;

    • «на дне рождения веселятся» – радуются;

    • умный – толковый, старый – ветхий.

    Скажи какое

    Цель:  тренировать умение называть признаки предмета и действия, обогатить речь прилагательными и глаголами, научить подбирать слова, близкие по смыслу.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Каким может быть утро?

    – Солнечным, пасмурным, ранним.

    – А каким может быть вечер?

    – Хмурым, добрым, поздним.

    – Как сказать по‑другому про хмурый день? Подберите слова, близкие по смыслу.

    – Дождливый, грустный, скучный, неприветливый.

    – А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу.

    – Веселое, радостное, безоблачное.

    – Что еще может быть хмурым?

    – Настроение, погода, небо, человек.

    – Что может быть солнечным?

    – Зайчик, клоун, сторона.

    – Есть еще такие слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по‑другому?

    – Грустит, печалится, расстроился, обиделся.

    – А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Некоторые дети говорят: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так говорить? Как надо сказать правильно?

    Найди точное слово

    Цель:  научить ребенка точно называть предмет, его качества и действия.

    Реквизит:  подручный материал и все, что окружает.

    Ход занятия

    – Угадай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное – что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

    Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный… (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон… (кислый). Весной погода теплая, а зимой… (холодная).

    Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

    Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона… (летает), рыба… (плавает), кузнечик… (прыгает), уж… (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух… (кукарекает), тигр… (рычит), мышь… (пищит), корова… (мычит).

    – Я буду называть слова, а ты попытайся найти другие слова, противоположные им по смыслу:

    – высоко…

    – …низко;

    – далеко…

    – …близко;

    – трус…

    – …храбрец;

    – начало…

    – …конец.

    Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой ребенок учится сопоставлять различные предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Он подбирает слова, противоположные по смыслу:

    – к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой);

    Ребенок старшего дошкольного возраста должен различать слова, отражающие тот или иной характер движения (бежать – мчаться; пришел – приплелся), а также значение прилагательных оценочного характера (умный – рассудительный; старый – дряхлый; робкий – трусливый).

    – к изолированным словам (легкий – тяжелый, быстро – медленно);

    – заканчивает предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой… (находит)».

    Высокий – низкий

    Цель:  научить ребенка сопоставлять различные предметы и находить слова, противоположные по смыслу (антонимы).

    Реквизит:  картинки, изображающие высокую елку, длинный карандаш, широкую ленточку, глубокую тарелку с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчика в перепачканной одежде. А также картинки с изображением маленькой елочки, короткого карандаша, узкой ленточки, грустного лица девочки, мальчика в чистой одежде, мелкой тарелки и т. п.

    Ход занятия

    – Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.

    Ребенок находит эти картики и отвечает:

    – высокая – низкая (елки);

    – длинный – короткий (карандаши);

    – широкая – узкая (ленты);

    – грустное – веселое (лицо девочки);

    – глубокая – мелкая (тарелка);

    – чистый – грязный (мальчик).

    На следующем рисунке большой дом и маленький домик, река и ручей, клубника и земляника.

    – Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик», «Река глубокая, а ручей мелкий», «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)

    Ребенку можно задать еще ряд вопросов.

    – Что бывает глубоким и мелким?

    – Как ты понимаешь выражения:

    – глубокая река (имеет большую глубину);

    – глубокая тайна (скрытая);

    – глубокое чувство (сильное);

    – мелкая река (имеет небольшую глубину);

    – мелкий дождь (несильный);

    – мелкий песок (некрупный).

    Найди другое слово

    Цель:  научить ребенка точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы к словам.

    Ответить на все вопросы ребенка не только сложно, но и практически невозможно. Его любопытство не может быть полностью удовлетворено, да и не всякую информацию он воспринимает, потому что чаще всего живет в другом, наполовину фантастическом мире. Но из этого не следует, что его вопросы можно игнорировать. Нужно попытаться направить любознательность ребенка в продуктивное русло с помощью встречного вопроса: «А ты сам как думаешь, почему?» И тогда, возможно, он самостоятельно сможет найти ответ на многие свои вопросы, а по его самостоятельным рассуждениям можно будет лучше узнать интересы малыша, понять его внутренний мир.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Папа решил сделать детям качели, Женя принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она скоро порвется». Женя принес ему другую. «А вот эта никогда не оборвется». Какую веревку сначала принес Женя?

    – Тонкую, ветхую.

    – А затем?

    – Крепкую, прочную.

    – Качели папа делал летом. Но вот наступила зима. Женя был крепким мальчиком. Что значит «крепким»?

    – Здоровым, сильным.

    – Решил он покататься на коньках, вышел во двор и почувствовал под ногами крепкий лед. Что в этом случае значит «крепкий»?

    – Прочный, нехрупкий.

    – Мороз крепчал. Как ты понимаешь слово «крепчал»?

    – Становился сильнее.

    – Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»?

    – Его трудно разбить, сломать.

    – Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие несчастья не сломают. О них говорят «крепкие духом», то есть сильные, стойкие.

    Объясни, что означают выражения «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (темный, не разбавленный кипятком).

    Какие выражения со словом «крепкий» тебе встречались в сказке и в какой именно?

    В сказке «Козлята и волк» коза крепко‑накрепко (очень строго) приказывала козлятам, чтобы они крепко‑накрепко (очень надежно) запирали дверь.

    Придумай предложения со словом «крепкий».

    Я буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом:

    – длинный;

    – глубокий;

    – мягкий;

    – легкий;

    – тонкий;

    – густой;

    – сильный;

    – говорить;

    – смешить;

    – падать;

    – смеяться;

    – бежать.

    Придумай рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можно использовать слова, которые мы только что называли.

    Назови одним словом

    Цель:  научить ребенка находить слова, точно описывающие ситуацию.

    Поэтический слог развивает у ребенка особую слуховую чувствительность – он становится восприимчивым, отзывчивым на красоту и богатство русской речи.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Ученик пытался решить задачу и никак не мог этого сделать. Он долго думал, но все‑таки ее решил. Как ты думаешь, как можно назвать эту задачу?

    – Трудной, сложной, тяжелой.

    – Какое из этих слов наиболее точное?

    – Трудная.

    – Про что мы говорим «тяжелый», «тяжелая», «тяжелые»?

    – Про предметы, которые трудно поднять.

    – Замени выражения:

    – тяжелый груз(имеющий большой вес);

    – тяжелый сон (неспокойный сон);

    – тяжелый воздух (спертый, неприятный воздух);

    – тяжелое ранение (опасное, серьезное ранение);

    – тяжелое чувство (мучительное, горькое);

    – тяжелый на подъем (ленивый, нерешительный);

    – тяжелое наказание (суровое наказание).

    – Как ты понимаешь выражение «трудная работа»?

    – Она требует большого труда.

    – «Трудный день»?

    – Нелегкий день.

    – «Трудный ребенок»?

    – Ребенок, с трудом поддающийся воспитанию.

    – Какие еще выражения с этим словом ты слышал?

    – Придумай рассказ, чтобы в нем были такие слова: большой, огромный, громадный; маленький, крошечный, малюсенький; бежит, мчится, несется; идет, плетется, тащится.

    Ребенка старшего дошкольного возраста продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у него трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), а также образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

    Необходимо научить ребенка хорошо ориентироваться в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать в нем языковое чутье, внимательное отношение к своей речи, ее грамматическому строю, поощрять критичность к собственным и чужим речевым ошибкам, желание говорить правильно.

    В ребенке нужно развивать умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть):

    – учит, книга, ручка, учитель;

    – рассказ, интересный, рассказывать.

    Молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый – развивая понимание различных значений этих слов, можно научить ребенка сочетать их по смыслу в соответствии с контекстом рассказа.

    Ребенок должен научиться «лепить» слово по образцу: веселый – весело, быстро – быстрый, громко – громкий.

    Он уже без труда находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»:

    • В саду растут (желтые) цветы.

    • Трава осенью начинает (желтеть).

    • Листья на деревьях (желтеют).

    У ребенка развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание различных смысловых оттенков слова:

    – береза – березка – березонька;

    – книга – книжечка – книжонка.

    Кто у кого

    Цель:  научить соотносить названия животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

    Реквизит:  изображения животных с детенышами:

    – курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду);

    – кошка и котенок лакают молоко (или играют клубочком);

    В старшем дошкольном возрасте ребенок должен хорошо различать смысловые оттенки глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший, плохой – плохонький, полный – полноватый), развивать умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказываний.

     

    – собака и щенок грызут кость (лают);

    – корова и теленок щиплют траву (или пьют воду из речки), лошадь и жеребенок жуют сено (или скачут);

    – утка и утенок плавают (крякают).

    Ход занятия

    Ребенку нужно предложить несколько заданий.

    – Назови животных и их детенышей.

    – Подбери определения к названиям детенышей животных.

    – Скажи, какой может быть курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь).

    – Каким может быть цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

    Один – много

    Цель:  выработать навык образования множественного числа и правильного употребления слов в родительном падеже; научить ребенка правильно подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

    Реквизит:  предметы, о которых будет идти речь на занятии.

    Ход занятия

    Ребенку один за другим показывают предметы, разложенные на столе:

    – Это – шар, а это…

    – …шары.

    – Здесь много…

    – …шаров.

    – Какие у нас есть шары?

    – Красные, синие, зеленые.

    – Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?

    – Разноцветные.

    – Это – мак, а это…

    – …маки.

    – В букете много…

    – …маков.

    – Какого они цвета?

    – Красные.

    – Что еще бывает красным?

    – Как ты понимаешь выражение «красная девица»?

    – Где встречается такое выражение? В каких сказках?

    – Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это…

    – …лук.

    – Какой он?

    – Желтый, сочный, горький, полезный.

    – В корзине много чего?

    – Лука.

    – А еще чего здесь много?

    – А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало?

    – Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.

    Формирование синтаксической стороны речи детей, использование разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи ребенка.

    Пересказывая литературные произведения (сказки или рассказы), ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать оригинальный текст самостоятельно, без помощи взрослого, интонационно передавая характерные черты действующих лиц и персонажей произведения.

    Рассказывая о картине, ребенок может проявить свое умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию. Нужно продемонстрировать ребенку, как это делается, обращая его внимание на обязательные компоненты рассказа. Это прежде всего указание места и времени действия, а также события, предшествовавшие тем, что изображены на картине, и последующие за ними.

    Особое внимание при работе с ребенком старшего дошкольного возраста нужно уделять синтаксической стороне речи – умению строить не только простые, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводят упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом:

    – Дети пошли в лес, чтобы…

    – Они оказались там, где…

    Рассказ по серии сюжетных картин формирует у ребенка умение развивать сюжетную линию, придумывать название в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части рассказа в последовательный и логичный повествовательный текст. Рассказ об игрушках (или о группе игрушек) позволяет ребенку составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая тех или иных персонажей, ребенок дает их описание и характеристику.

    Очень полезно использовать на занятиях такие упражнения, в которых тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя и развитие связной речи.

    Ребенка старшего дошкольного возраста продолжают обучать пересказу событий из его собственной жизни, причем пересказ может быть различных типов (описание, повествование, рассуждение).

    Составь описание

    Цель:  научить ребенка описывать предмет, называя его характерные признаки, качества, действия.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Опиши ягоду, овощ или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем.

    – Он круглый, красный, сочный, вкусный – это мой любимый…

    – …помидор.

    – Он бордового цвета, а внутри у него много‑много зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. – Это гранат.

    Придумай рассказ

    Цель:  научить ребенка понимать значение слов и выражений, которые в зависимости от контекста меняют свой смысл, и использовать это качество слов в небольшом связном рассказе.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Ребенку предлагают закончить несколько фраз.

    1. Подушка мягкая, а лавочка в парке… (жесткая). Пластилин мягкий, а алмаз… (твердый).

    2. Ручей мелкий, а море… (глубокое). Ягоды смородины мелкие, а клубники… (крупные).

    3. Кашу варят густую, а суп… (жидкий). Дремучий лес густой, а не… (редкий).

    4. После дождя асфальт сырой, а в солнечную погоду… (сухой). Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

    5. Купили свежий хлеб, а через день он стал… (черствым). Летом ели свежие огурцы, а зимой… (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет… (несвежий, грязный).

    – Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь расшалился; лес дремлет; дома растут; ручьи бегут; песня льется.

    – Как сказать по‑другому: лютый мороз (очень сильный), колючий ветер (резкий), легкий ветерок (прохладный). А что такое золотые руки (все умеют делать хорошо), а золотые волосы (красивые, блестящие)?

    – Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба‑яга.)

    – Придумай складное окончание к фразам: Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и лукошко потерял).

    – Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, братику).

    Зарисовка наблюдений

    Цель:  увеличение словарного запаса ребенка и его закрепление с использованием зрительной памяти.

    Реквизит:  бумага и цветные карандаши.

    Ход занятия

    Это упражнение должен проводить тот, кто хотя бы немного умеет рисовать.

    1. Сразу после прогулки ребенка усаживают рядом с собой, берут бумагу и карандаши и рисуют то, что недавно наблюдали собственными глазами, сопровождая свои действия рассказом‑рассуждением: «На улице было сухо» (заштриховывают черным карандашом землю). «И небо было голубое (верх листа закрашивают голубым цветом), светило солнце».

    2. Берут другой лист бумаги и опять рисуют землю и небо, но вместо солнца рисуют большую темную тучу: «Пришла туча, закрыла солнце, а потом и все небо (постепенно заштриховывают всю верхнюю часть листа). И тут из тучи пошел дождь» (лист покрывают косыми прерывистыми линиями по направлению сверху вниз).

    Если у ребенка есть опыт наблюдений и представление о простейших связях между явлениями, то имеет смысл предложить ему изобразить последовательность событий самому. Такие книжки «про то, что было» он станет не только с удовольствием создавать, но и охотно читать взрослым и детям. Таким образом постепенно ребенок не только разовьет память, наблюдательность и художественные способности, но и обогатит свою речь и лексический запас.

    3. Взяв 3‑й лист бумаги, продолжают рассказ: «Дождь прошел – вся вода из тучи вылилась (или туча ушла, в зависимости от того, что ребенок наблюдал во время прогулки), небо снова стало голубым (рисуют безоблачное небо голубым карандашом), и вышло солнышко. А на земле остались большие лужи (рисуют голубые овалы на черной земле)».

    4. В конце занятия нужно разложить рисунки по порядку – получится своеобразный фильм, кадры которого передают последовательность событий. Ребенку намного интереснее, если взрослый рисует, а не просто рассказывает о происшедшем, да и слово в результате получает зрительное, образное подкрепление, вызывает яркий, эмоциональный отклик, ведь подкрепленная эмоцией информация лучше воспринимается и запоминается.

    Скажи точнее

    Цель:  развить у ребенка точное словоупотребление в повествовательных рассказах.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    – Я тебе сейчас буду рассказывать сказку. А там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать нужные слова и составлять предложения.

    Жили‑были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я – самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.)

    Ветерок слушал‑слушал их и подумал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый.)

    Долго спорили братья, но так ни к чему и не пришли. Решили они силой помериться.

    Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.)

    Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.)

    Подул ветер‑ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.)

    Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.)

    И вот подул ветерок. Что он делал? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки.)

    Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

    – А теперь сам придумай сказку о ветре, ветерке или ветрище. Можно обо всех трех сразу.

    Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.)

    Подобные упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы ребенок усвоил, что слова имеют значение, могут изменяться и по‑разному звучат. Если ребенок выполнил все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития, и он придет в школу хорошо подготовленным.

    Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

    Игры в кругу семьи

    Эти игры интересны и полезны всем членам семьи. В них играют по выходным, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе отдохнуть с пользой после тяжелого рабочего дня.

    Во время игры со словом обязательно нужно учитывать настроение ребенка, его возможности и способности.

    Играть с ребенком можно только на равных, поощряя его ответы радуясь успехам и маленьким победам.

    Только веселые слова

    Цель:  развитие лексического запаса за счет участия в играх со взрослыми.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Игры, посвященные развитию речи, помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделают речь вашего ребенка богаче и разнообразнее.

     

    В эту игру лучше играть, встав в круг. Кто‑то из участников определяет сегодняшнюю тему. Допустим, в этот раз нужно называть по очереди только веселые слова (в другой раз – грустные, страшные и т. п.).

    Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока веселые слова не закончатся.

    Можно сменить тему: называть только зеленые (например, огурец, елка, карандаш и т. д.) или круглые (например, часы, колобок, колесо и т. д.) слова.

    Автобиография

    Цель:  развитие разговорной речи, логического мышления.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Вначале кто‑то из взрослых берет на себя роль ведущего. Он представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведет свой рассказ.

    Остальные игроки должны его внимательно выслушать, после чего путем наводящих вопросов выяснить, о ком или о чем шла речь в рассказе. Тот из игроков, который угадает это первым, попробует взять на себя роль ведущего и на время перевоплотится в какой‑либо предмет.

    Например, возможны такие монологи:

    – Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, от небрежного обращения могу погибнуть, и тогда вокруг станет темно. (Лампочка.)

    – Могу быть толстым и худым, красивым и не очень. Со мной можно поиграть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа все равно мне обрадовался. (Воздушный шарик.)

    Волшебная цепочка

    Цель:  развить логическое мышление при одновременном увеличении словарного запаса.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Игра проводится в кругу. Кто‑то из взрослых называет любое слово, допустим, «мед», и спрашивает у соседа, что он представляет себе, когда слышит это слово?

    Тот, допустим, отвечает «пчелу». Следующий игрок должен назвать другое слово, которое по смыслу подходит к предыдущему, например «боль» и т. д. Вот что может получиться: мед – пчела – боль – Красный крест – флаг – страна – Россия – Москва – Красная площадь – лобное место и т. д.

    Слова‑мячики

    Цель:  выработать у ребенка навык грамотного употребления антонимов.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово, например «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением – «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребенок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

    Антонимы в сказках и фильмах

    Цель:  отработать навык употребления ребенком антонимов.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети становятся намного наблюдательнее и внимательнее. У них отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображенных на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроение, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

    Взрослый предлагает детям поиграть со сказкой, объясняя, что он будет произносить слово‑антоним, а дети должны будут угадать истинное название сказки.

    Примеры заданий:

    • «Зеленый платочек» – «Красная шапочка»;

    • «Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах»;

    • «Быль о простой курочке» – «Сказка о золотой рыбке»;

    • «Знайка в дождливой деревне» – «Незнайка в Солнечном городе»;

    • «Бобби Короткийносок» – «Пеппи Длинныйчулок»;

    • «Быль о живой крестьянке и одном слабаке» – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

    • «Один из Молоковки» – «Трое из Простоквашино»;

    • «Нищенка под тыквой» – «Принцесса на горошине»;

    • «Деревянный замочек» – «Золотой ключик».

    Если вдруг

    Цель:  развитие фантазии, творческого воображения.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Ребенку предлагают представить какую‑нибудь необычную ситуацию, из которой он должен найти выход, сообщив о нем присутствующим. Например, если вдруг на Земле исчезнут:

    – все пуговицы;

    – все ножницы;

    – все спички;

    – все учебники или книги и т. д.

    Что произойдет в этом случае?

    Чем можно заменить исчезнувшие предметы?

    Ребенок может ответить примерно так: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдет, потому что их можно заменить веревочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнем, поясом и т. д.».

    Можно предложить ребенку и другие предлагаемые обстоятельства, например, если бы у него была:

    – живая вода;

    – цветик‑семицветик;

    – сапоги‑скороходы;

    – ковер‑самолет и т. д.

    Что бы ребенок мог сделать?

    Подбери слово

    Цель:  развить навыки употребления эпитетов, согласованных в роде, числе и падеже.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Ребенку следует предложить подобрать к любому предмету, объекту или явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима – она какая? (Холодная, снежная, морозная.) Снег – он какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый.)

    Кто что умеет делать

    Цель:  приучить ребенка широко использовать различные глаголы.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    Ребенку предлагают подобрать к различным предметам или объектам как можно больше слов‑действий.

    Например, что умеет делать кошка?

    – Мурлыкать;

    – выгибать спину;

    – ловить мышей;

    – царапаться;

    – прыгать;

    – бегать;

    – умываться;

    – спать;

    – играть;

    – ласкаться;

    В процессе работы по обучению детей составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам удается решать и воспитательные задачи: почти все дети учатся выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни – в общении между собой и при взаимодействии друг с другом в разных видах деятельности.

    – кусаться и т. д.

    Антонимы для загадок

    Цель:  усвоение смысла антонимических словосочетаний и умение осмысленно пользоваться ими в устной речи.

    Реквизит:  отсутствует.

    Ход занятия

    В самом начале игры ее участники договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Например, тема «Животные».

    Затем взрослый загадывает ребенку загадку, объяснив, что все, что он говорит, нужно понимать в прямо противоположном смысле:

    – обитает в воде (значит, на суше);

    – шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

    – хвост не очень длинный (значит, короткий);

    – всю зиму ведет активный образ жизни (значит, не спит);

    – очень не любит кисленькое (значит, любит сладкое).

    Перечислив все эти «антипризнаки» животного, взрослый задает вопрос: «Кто это?»