Развитие речи ребенка является предметом постоянного изучения, на эту тему написано множество статей и научных работ. Не останавливаясь на вопросах теории, мы представим лишь некоторые данные, дающие общее представление о закономерностях развития детской речи.
Развитие речи как одно из направлений раннего развития.
ТЕМА раннего развития детей (1–3 года) в настоящее время очень популярна, ведь учеными доказано, что в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Вопросы же развития речи детей продолжают оставаться актуальными на протяжении многих лет и требуют к себе самого серьезного отношения.
Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Особенно пристального внимания развитие речи требует в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. Если ребенок живет в развивающей языковой среде, он начинает бегло говорить уже к трем годам, независимо от уровня общего интеллекта.
Развитие речи в младенчестве (довербальный период)
РЕЧЬ возникает при наличии определенных биологических предпосылок — прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но поскольку речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития одних только биологических предпосылок недостаточно — речь возникает только при условии общения ребенка со взрослым. Первый год жизни ребенка, особенно второе его полугодие, — это довербальный, подготовительный период в развитии речи. Именно в этот период развитие речи ребенка от рождения до 3 лет РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ у ребенка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса, выделение их среди звуков физических объектов. На этом этапе речь заменяют эмоциональные проявления, мимика, позы, жесты, вокализации и другие невербальные средства.
Можно говорить о том, что речь и ее возникновение у малыша имеют социальный характер. Поэтому, чтобы речь ребенка развивалась, необходимо удовлетворять потребность маленького человека в общении. Если с самого рождения потребности ребенка в теплоте, ласке, любви удовлетворяются недостаточно, то это наверняка неблагоприятно скажется на развитии его речи.
Первые слова
ПРИМЕРНО во второй половине второго года жизни ребенка происходит чрезвычайное событие — он начинает говорить! Такой «речевой взрыв» проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Анализ первых отдельных слов детей показывает, что первые 3–5 слов ребенка по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого: «мама», «папа», «баба», «дай», «ам», «бух». Набор этих слов относительно одинаков у всех детей (однако бывают интересные исключения). Можно говорить о том, что ребенок как бы отбирает из обращенной к нему речи взрослого те слова, которые доступны его артикулированию. Те звуковые проявления ребенка, которые совпадают по звукопроизношению со словами взрослого, постепенно закрепляются.
Первые детские слова обладают некоторыми важными особенностями: Произвольность произнесения слов. В отличие от лепета первые слова ребенка являются тем материалом, на котором осуществляется переход от непроизвольного манипулирования речевыми звуками к целенаправленным движениям речевого аппарата (управление дыханием, голосом, артикулированием). Замена трудных слов их облегченными вариантами. Начинающий говорить ребенок не принимает трудных слов, он стремится заменить в собственной речи труднопроизносимые слова на их облегченные варианты («утка» — «утя», «качается» — «кач-кач», «кушает» — «ам-ам»).
Определенный набор первых слов. Поначалу ребенок охотно повторяет только определенный набор освоенных им первых слов, которыми активно пользуется в общении с родителями и другими лицами, но отказывается повторять новые слова.
Взаимосвязь количества и качества первых слов. Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют правильно произносимые слова; чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова искаженные.
Произносительные возможности детей. Возможности произношения у малыша сильно ограничены — используются только некоторые звуки родного языка.
Первые фразы.
ТРЕТИЙ год жизни знаменует новый этап в развитии речи ребенка — появление первых словесных сочетаний. Эти первые фразы либо заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка, на что указывает их оригинальный характер («акой бибику, я туда сядь» — «открой машину, я туда сяду»; «мама, ниска титать» — «мама, почитай книжку»).
Основным содержанием этого этапа развития речи малыша становится усвоение грамматической структуры предложения. Этот год характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка, которая проявляется в следующем: Расширяется круг речевого общения малыша. Он говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с малознакомыми людьми, начинает обращаться к сверстникам. Повышается речевая активность во время игр. Собственная речь ребенка часто сопровождает его предметные действия. Возрастает интерес ребенка к речи взрослых. Ребенок не только понимает обращенную к нему речь, но и прислушивается к словам, которые к нему не обращены. Ребенок с удовольствием слушает простые стихи и сказки, запоминает их и повторяет.
Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребенок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой отдельные слова и выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации. В этом возрасте речь ребенка в основном выражена в форме простого диалога со взрослым.
Динамика формирования речи ребенка
СВОЕВРЕМЕННОЕ и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Особенно продуктивным и важным в этом плане возрастным этапом является период раннего возраста от 1 года до 3 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка, его словарь увеличивается примерно до 800–1000 слов. Не забывайте, что возраст появления речевых новообразований и их содержание являются примерными, а не строго обязательным, ведь все дети разные, и необходимо учитывать индивидуальные особенности и разный темп развития детей.
В реальной жизненной ситуации эти параметры могут значительно варьировать в зависимости от социальной и психологической ситуации развития ребенка, его индивидуальных особенностей, пола и других факторов. Тем не менее, если даже при благоприятных условиях развития в определенные возрастные периоды указанные формы речи у ребенка не появляются, это должно насторожить близких.
Особенности развития речи мальчиков и девочек
СЧИТАЕТСЯ, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Девочки могут начать говорить раньше, у них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки могут сравнительно поздно начать осваивать фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».
Мальчики могут начать говорить позже, чем девочки, у них прежде всего формируется глагольный словарь, содержащий слова-действия. Часто мальчики в определенный период говорят «на своем языке». Одна и та же ситуация может быть озвучена мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!»
А что говорят ученые? Речь — важнейшая функция коры головного мозга человека — осуществляется различными отделами коры, к которым относятся корковые речевые зоны доминантного полушария. Статистика речевых нарушений показывает, что нарушения речи чаще возникают у мальчиков.
. Исследования последних лет показали, что правое (зрительно-пространственное) и левое (речевое) полушария головного мозга развиваются по-разному в зависимости от пола.
У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек, наоборот, быстрее развивается левое полушарие, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. Несмотря на то, что определенные различия в развития речи у мальчиков и девочек существуют, указанные выше особенности не носят определяющего значения, ведь все дети разные. Главное, на что здесь хотелось бы обратить внимание, следующее: дорогие родители маленьких мальчиков, не ждите, пока они заговорят, утешая себя тем, что мальчики начинают говорить позже и надо просто подождать, когда ребенок «разговорится» сам.
Пожалуйста, не теряйте драгоценное время, а постарайтесь помочь своему ребенку