«Чистоговорки - для повышения эффективности работы логопеда"

    Чистоговорки – дело нешуточное! Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны. Поэтому, необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

    Чистоговорка — игровой ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками, они помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

    Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.

    Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки  –  самые первые и близкие  его наставники и воспитатели.

    Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка:

    "Са-са-са – идёт хитрая лиса"..  - «на носу сидит оса…»

     

    1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

    -произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью…)

    -произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

    -произносим тихо или громко;

    -произносим в разном темпе (медленно или быстро);

    -произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

     

    2. Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

    Виды заданий:

    - Добавляем слог с определённым звуком:

    Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

    Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).

    Сы-су-со – покатилось коле… (со).

    Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.

    - Прошагаем по слогам:

    Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.

    Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

    Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.

    - Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

    Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

    Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

    Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.

    - Повторяем без ошибок:

    Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

    За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

    Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.

    - Поменяем звуки:

    "л" на"р": Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.

    "ш" на"с": Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

    3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

    На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

    Виды заданий:

    - Изменяем форму слова:

    Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

    Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

    Су-су-су – дети видели … (лису).

    Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

    Се-се-се – много сказок о … (лисе).

    Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.

    - Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

    Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.

    Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.

    - Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

    Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

    - Отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

    Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.

    - Называем слова, противоположные по значению:

    Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.

    Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

    - Называем слова"ласково":

    Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

    Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

    4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

    Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

    Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

    Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

    Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.