Предлагаем к просмотру мультфильм "Головоломка"

    Чему нас учит мультфильм «Головоломка»
    Терапевтичный мульт
    «Головоломка» (в оригинале — Inside Out) — мультфильм об эмоциях.
    Радость, Гнев, Страх, Брезгливость и Печаль — главные герои мультфильма, эмоции, которые «живут» внутри психики девочки Райли. Каждый норовит управлять пультом, чтобы руководить поведением девочки. Также каждая эмоция влияет на окраску воспоминаний, которые формируют опыт и личность ребенка в целом.
     
    По ходу мультфильма, семья Райли переезжает в другой город и все идет наперекосяк — реальность не соответствует ожиданиям ребенка. Казалось бы, ей должно быть Печально: другой дом, город, рядом нет друзей, другая школа, родители нервничают, стресса хоть куда (еще и пицца паршивая). Но Печаль не пускают к пульту. Радость, неформальный лидер эмоций, боится, что Печаль «испортит» новый жизненный опыт Райли (что она с переменным успехом и делает).
    Чему может научить мультфильм (вывод)
    Вывод я помещу сразу сюда. А дальше будут идти спойлеры с психологическими комментариями.
    Художественное решение, в котором каждая эмоция — отдельный персонаж, можно использовать самому — просто представлять свои эмоции, как человечков (любых, не обязательно из фильма). Отличное психологическое упражнение.
    Можно дать имена своим эмоциям, придумать форму, цвет, запах, вкус или звук, или все сразу (кому как удобно — спорю, что кто-то видит свои эмоции и чувства как схемы или формулы).
    Такое моделирование эмоций поможет вам в их идентификации. Это отличный инструмент для людей, которые часто вообще не понимают, что они чувствуют. Что-то чувствую, а что — непонятно, объяснить не могу (этот феномен называют алекситимией).
    Можно не только представить, но даже нарисовать свои эмоции. Рекомендую руководствоваться базовым списком психолога Пола Экмана:
    • Радость;
    • Печаль;
    • Брезгливость;
    • Гнев;
    • Страх;
    • Презрение (опционально).
    Подозреваю, что моделирование, представление своих эмоций — незаменимая игра для детей, которым трудно справиться со своими чувствами, а еще труднее их внятно выразить (внятно — чтобы было понятно взрослым). Кстати, поэтому психологи используют в работе с детьми разного рода игры — это позволяет увидеть их актуальное состояние. Словами же лучше изъясняются уже взрослые невротики (:
    Например, разозленный ребенок, может сказать, что сейчас Гнев (как персонаж из мультика) за пультом, поэтому он (ребенок) зол.
    Зачем? Такая идентификация эмоций учит нас:
    • чувствовать и переживать эмоции, не уходить от них;
    • не задавливать свои чувства;
    • осознавать свои чувства и эмоции!
    Когда вы осознаете свое эмоциональное состояние, вы перестаете быть его рабом. Учитесь спонтанности и осознанности, вместо импульсивности или «эмоциональной тупости» (тут уж кто к чему склонен).
    Такое вот упражнение. Пользуйтесь на здоровье.
    Спойлеры
    Эмоции (особенно Радость) боятся, что Печаль сделает только хуже. На деле они не дают ребенку проявить это чувство, погрустить и «выплакать» стресс. Конфликт Печали и Радости доходит до того, что они обе «выпадают» из психики Райли. Из-за этого девочка ведет себя непредсказуемо — все чаще за пультом оказывается Гнев или Брезгливость, а Страх «дежурит» во время крайне тревожных снов. Ценности рушатся (те самые падающие замки/заводы), что грозит разрушением личности окончательно.
    Гнев, Страх и Брезгливость захватывают пульт и приводят девочку к нерациональному решению — сбежать от родителей.
    После череды приключений Печаль дают встать за пульт управление Райли. И девочки плачет, делится с родителями своим состоянием. Вопреки переживаниям других эмоций, становится не хуже, а только лучше. Печаль выражена: она не отрицается, не задавливается и не гипертрофируется. Она является как есть, как здоровая и естественная эмоция.
     
    Печаль наконец-то за пультом, чтобы выразить себя
    В семье и в душе Райли наступает согласие.
    А воспоминания и другие элементы, формирующие опыт и личность (те самые шарики) становятся разноцветными. Это означает, что чувства Райли стали сложными. Как и полагается при взрослении. Череда одноцветных шариков в начале фильма — верный признак инфантилизма, нормального в детстве, но не во взрослости. Благодаря переживанию объективного стресса и здоровому выражению своих чувств, Райли стала взрослеть и перешла на новую ступень — подростковый возраст. Жаль только, что, похоже, об этом не будет полнометражного мультфильма.