Уважаемые педагоги и родители (законные представители) с 16 ноября 2020г начинается Неделя психологии на тему "Марафон развития эмоционального интеллекта"

    Что такое эмоциональный интеллект и зачем его развивать у детей

     
    Термин «эмоциональный интеллект» все чаще можно встретить не только в учебниках по психологии, но и в обычной жизни. Это набор умений и навыков, позволяющих понимать и контролировать свои чувства, осознавать чувства другого человека и использовать эту «эмоциональную» информацию для направления своих мыслей и действий.
    В эмоциональном интеллекте можно выделить составляющие:
    • самосознание (понимать, кто ты и что чувствуешь);
    • самоконтроль (способность управлять своими чувствами и выражать их);
    • социальная осведомленность (способность к эмпатии, умению встать на место другого человека);
    • коммуникативные навыки (умение общаться с другими, разрешать конфликты)
    Дети (а впоследствии, и взрослые) с развитым эмоциональным интеллектом меньше страдают от психологических проблем, эффективнее разрешают межличностные конфликты, проще справляются с жизненными задачами и в целом чувствуют себя более счастливыми.
    В детском саду, где ребенок, как правило, проводит значительную часть времени, удобно тренировать взаимодействие с собственными эмоциями и эмоциями сверстников.
    Семья – еще одна площадка для развития эмоционального интеллекта. Именно здесь формируются первые детские представления о том, как можно выражать свои настроения и что они означают для близких людей. Именно родители помогают ребенку ориентироваться в чувствах, как своих, так и чужих.
    Самое главное, на что стоит обратить внимание — любые чувства имеют право на существование, как хорошие, так и плохие. Нельзя подавлять в ребенке эмоции, игнорировать их. Это будет ухудшать эмоциональное благополучие малыша, открывая двери для всевозможных психологических проблем, а также подорвет доверительные отношения. Задача родителей — помогать детям адекватно выражать свои чувства, стараться подбирать для них правильные слова.
    Очень часто, когда ребенку грустно или страшно, мы склонны сразу его переключать, утешать или убалтывать. Порой такая стратегия действительно необходима, но, возможно, что ребенку просто не хватает сочувствия: «Да, тебе сейчас очень грустно… Мне бы тоже, наверное, было бы грустно на твоем месте». И уже только потом решать вопрос с тем, что можно сделать. Когда мы «зеркалим» чувства ребенка, то показываем ему, что понимаем его, принимаем его эмоции.
    Постарайтесь вместе разбираться в чувствах персонажей книг, мультфильмов и даже просто других людей в повседневных жизненных ситуациях. Что произошло? Какое чувство испытывал и т.д. Такие простые упражнения помогут лучше понимать себя и других, глубже понимать происходящее. Главное здесь — не переусердствовать. Просто иногда обсуждайте это с ребенком, не устраивайте допрос после каждого просмотра/прочтения/ситуации.
    Еще один важный аспект эмоционального интеллекта — это отношение к себе, самооценка. Ребенка, конечно, важно хвалить за успехи, но очень важно обеспечить атмосферу принятия, когда ребенка любят и принимают даже тогда, когда он ошибся или повел себя неправильно. Разумеется, это не отменяет того, что родители могут быть (а иногда должны быть) недовольны. Не следует и сравнивать ребенка с другими, так мы приучим его к вечному соревнованию, вместо того чтобы сравнивать самого себя вчерашнего с сегодняшним. В случае ошибки/неудачи ребенку важно помочь найти решение проблемы, а не просто критиковать его. Вместе придумайте, как быть дальше.
    Уважительно относитесь к точке зрения ребенка, давайте ему возможность принимать собственные решения в адекватной его уровню развития зоне. Не старайтесь решать все за него.
    Учите ребенка общаться и договариваться — здесь, кроме различных примеров и обсуждений, хорошо подойдет игра. Проигрывайте различные моменты — конфликты, ситуации, где нужно сказать «нет» и т.д. С любимыми игрушками ребенка навыки будут закрепляться гораздо быстрее.
    Учите ребенка думать — думать над причинами своего поведения и поведения других, над последствиями своих действий. Так ребенок в целом начнет относиться к жизни более осознанно, целенаправленно, а не просто «плыть по течению».
    Главное здесь — не переборщить. Ребенка нужно побуждать говорить о чувствах, принимать решения, учить размышлять, но это не значит, что нужно лишать его детства. Он все еще ребенок. Поэтому важно стимулировать развитие эмоционального интеллекта, но не забывать и о других аспектах — интеллектуальном, физическом развитии. Да и просто дать ребенку возможность побыть ребенком.